Рельефное панно в интерьере.
Немного о том, где и как рельеф можно применить в интерьере.
Что такое рельеф? Это один из видов изобразительного искусства. Основной вид скульптуры, где с помощью объема – это выступающие части на плоскости, создается изображение. Фото рельефное панно с элементами барельефа. Автор Судаков Сергей.
Рельефом называют обычно плоское, слегка выступающее над плоскостью стены изображение. Подобную технику сегодня очень часто применяют современные художники при оформлении интерьера. Если в рельефном панно фигуры людей, животных или прочие детали выступают почти наполовину – это техника называется Барельеф. Горельефом называют вид скульптурного рельефа, где фигуры, детали выступают объемом больше чем на половину, практически вылетают из плоскости. часть панно барельеф ящерица
Классические примеры рельефа и барельефа можно встретить в музеях (их копии, слепки), а так же раньше очень часто рельефами оформляли фасады домов, как в виде лепнины, так и отдельными барельефами.
Техника исполнения со временем практически не изменилась – это либо высекание, вырезание из цельного куска камня, мрамора, гипса, либо рельеф создается путем набора массы, лепки различными затвердевающими материалами с дальнейшей их обработкой. тонкие выступающие детали барельефа с зеркалом
При оформлении современных интерьеров в отделке очень часто применяется лепнина или рельефные панно в виде отдельных картин, элементов натюрморта и т.п.. Обычно это тиражирование - копии слепков снятые когда-то давно при реставрации какого-нибудь храма, собора, музея. Реже бывает, что мастера создают новый самостоятельный узор или рельеф и в дальнейшем, чередуя элементы, так же тиражируют его.
Обычно 95-99% сил, средств и времени уходит у скульптора на создание нового рельефа, барельефа, скульптуры, а уже в дальнейшем, если это требуется, тиражирование копий практически ничего не стоит, если только это не отливка из дорогих материалов.
Конечно, созданные художниками и скульпторами современные барельефы, рельефные панно или скульптуры это практически всегда уникальный, в своем роде, объект в единичном экземпляре. Иногда, при общении с заказчиком или дизайнером, мне всегда нравится, когда при обсуждении стоимости сравнивают, приводя железный аргумент – «…но вон в том салоне очень красивая рельефная картина или напечатанная фреска стоит гораздо меньше!»
Сложность рельефа
Разумеется, и сложность рельефа, сама техника исполнения бывает разной.
Приведу пример из своих работ – фигура слона и кошки. Рельеф с фигурой слона – эта работа с хорошей проработкой деталей и для окраски поверхность рельефа нужно только слегка затонировать темной краской. Когда само рельефное панно хорошо сделано и все детали прорезаны и вылеплены, то такая работа уже самостоятельно смотрится хорошо без окраски. Иногда достаточно выступающую фактуру барельефа просто подчеркнуть светом (о подсветке и окраске напишу ниже).
Второй вариант с фигурой кошки. На фото часть рельефного панно без окраски и второе фото готовая работа.
Видно , что сам рельеф фигуры кошки нанесен условно, просто для небольшого объема без какой-либо проработки деталей и все остальное просто нарисовано. Рельефная фигура слоника по высоте около 15см., а кошка в три раза выше и не смотря на это время на проработку слоника уходит в несколько раз больше. Иногда этих моментов не видно на фотографиях и понятны при осмотре в живую. Следовательно сложность работы складывается от количества и проработки подобных деталей. Но и задача иногда ставится разная и не везде одна и та же работа уместна. Одному интерьеру нужны небольшого размера рельефные картины с ювелирной проработкой деталей, как акценты. В другом случае в больших помещениях заполняется стена размером в десятки квадратных метров и возможно, рельефное панно там требуется с простыми большими формами.
Окраска рельефа
Как приводил пример выше, если рельефное панно сделано хорошо и все детали проработаны, то его можно оставить чистым, одного цвета в общей массе. Чтобы только подчеркнуть форму его достаточно слегка затонировать одним цветом, как бы имитировать естественное старение, подобрав цвет , чтобы вписать в окружающий интерьер. на фото видно совмещение рельефа с рисунком, где нарисованы кусты с окнами за воротами и другие детали не отбрасывающие тень
Если рельефное панно условно слеплено, возможна дальнейшая дорисовка. Иногда это получается что-то между росписью и рельефом. Цвет работы можно подобрать любой, но все же, при окраске стоит придерживаться более монохромной гаммы.
Несколько раз я пробовал применять в настенной росписи некоторые детали сделанные в рельефе. Но, на мой взгляд, в этом нет смысла т.к. при окраске цветом, сам рельеф совершенно теряется на фоне рисунка и смысл его пропадает. К тому же сама неровность от фактуры мешает нормально прорисовать детали. Две фотографии - подготовка рельефа и после окраски цветом. Если бы не было первой фотографии, то думаю, на цветной росписи вы с трудом бы увидели рельеф.
Освещение рельефа
Про освещение скажу лишь одно – это очень важно. Для примера ниже одно фото с ровным прямым к поверхности светом, обычно от окна или из центра комнаты , на другом фото рельефное панно специально подсвечено сверху. С помощью подсветки работа может выглядеть эффектнее. Важно , перед созданием рельефа на стене , заранее просчитать источники освещения и расстояние от стены на котором будет установлена подсветка. Подсветкой барельеф можно усилить, а можно легко испортить слишком большими тенями, которые зависят от толщины рельефа.
Где и как в интерьере можно использовать рельеф
Это, конечно, вопрос вкуса и поставленных задач дизайнера. Безусловно, такой элемент декора, как рельефное панно берет на себя большое внимание и иногда является акцентом в интерьере. Но я больше хотел сказать о практическом применении. Используя современные материалы и технику изготовления рельефное панно можно применять практически в любых условиях. Как в простых помещениях с нормальными условиями эксплуатации, так и на стенах ванных комнат, бассейнах, саунах с перепадами температур и влаги. Барельеф применят в оформлении фасадов домов. Рельефные панно или отдельные скульптурные элементы могут быть отлиты в различных металлах, что дает возможность использовать их в любых погодных условиях. Так же возможно применение рельефного панно не только с декоративным освещением, но и с внутренней подсветкой.
Все подобные моменты – это размеры, сложность детализации, толщина рельефа, на сколько он должен быть легким или тяжелым, насколько тонкие и выступающие должны быть детали или максимально крепким с простыми формами, влажное или сухое помещение, перепады температуры, освещение и подсветка … Все эти моменты нужно учитывать и продумывать заранее.
© Судаков Сергей
Подписывайтесь в соц сетях и
следите за новыми работами
Смотреть другие работы по рельефу: