Наверх
Дата последнего обновления: 2010-10-28

Категория Реставрация икон и картин содержит статьи на соответствующую тематику.

Реставрация икон и картин своими руками...

Как отреставрировать икону или картину своими руками


  Если Вы думали о том, как отреставрировать икону или картину своими руками, тогда хочется дать несколько советов. Если у Вас  в данный момент нет возможности обратиться к специалисту, тогда Вы можете попробовать своими силами остановить разрушение произведения. Во-первых, без должной подготовки не нужно заниматься реставрацией самому, желая  помочь произведению, Вы можете погубить его. Во-вторых, лучшим вариантом в данной ситуации будет создание благоприятных условий хранения для произведения, аккуратное обращение с ним. Вы всегда можете обратиться к специалисту за консультацией. Оставьте до лучших времен, это будет гуманнее по отношению к произведению искусства. Конечно, идеальный вариант - выполнить консервацию иконы (картины), т.е. остановить разрушения произведения. Реставратор в данном случае проведет необходимые процессы консервации: обработка иконы, если основа поражена биоорганизмами или жуком-точильщиком; укрепление основы; антисептирование и укрепление грунта, красочного слоя (после консервационных процессов, при нормальных условиях хранения, произведение еще долгие годы будет жить без разрушений).

реставрация иконы консервация иконы фото реставрации иконы реставрация иконы своими руками старая икона процесс реставрации икон
 Этот вариант будет доступнее для Вас по финансам, поскольку консервация включает в себя меньше процессов, нежели вся реставрация. Самое главное – процесс разрушения иконы или картины будет остановлен. А отреставрировать произведение полностью (удаление потемневшего лакового слоя, восполнение живописи, покрытие защитным лаком и др.) возможно и позже, когда у Вас появится такая необходимость.

  Описывать процессы реставрации для того, чтобы Вы смогли дома отреставрировать произведение сами, просто нет смысла. Это слишком трудоемкое дело, которому нужно посвятить практически все свое время, а заниматься им как хобби – это совершенно недопустимо. В реставрации самое главное – не навредить. Профессию реставратора часто сравнивают с профессией врача, и тем и другим нужно быть от природы. Важно трепетное отношение реставратора к произведению живописи, реставратор несет большую ответственность за свои действия по отношению к произведению искусства. К каждой иконе (картине) нужен индивидуальный подход, вырабатывается определенная методика работы с данным живописным произведением. А если Вы все-таки хотите заниматься реставрацией сами, тогда советую обучаться этому профессионально.

  Очень важно создать необходимые условия хранения произведения: определенный температурно-влажностный режим (подробнее об этом читайте в статье «Как сохранить художественное произведение»). Как правило, рекомендуемый режим хранения таков: температура- +17-20 С, влажность- 60-70%. Проще говоря, не нужно хранить картину или икону около батареи, обогревателя, избегать попадания прямых солнечных лучей на произведение, т.е. не хранить в местах, где происходит колебание температуры и влажности. Допустим, Вы повесили картину на стену, внутри которой встроенная батарея, через некоторое время картина начнет разрушаться: возникнут деформации основы, холст сядет - все это поведет за собой разрушения грунта и красочного слоя. Во влажном помещении также возникнут большие проблемы: может появиться биопоражение (плесень), от которого непросто избавиться. Нужно помнить, что в состав иконы и картины входят натуральные вещества (основа-дерево, льняной холст; грунт - животный клей и т.д.), которые подвержены различным разрушениям. Не стоит близко к иконе зажигать свечи, лампадки. От высокой температуры могут возникнуть сгриблевания олифы, копоть и что самое страшное -ожоги живописи, от которых практически невозможно избавиться. Если Вы создадите благоприятные условия хранения, то это приостановит процесс разрушения и старения произведения. Так что сохранность Вашей иконы (картины), во многом зависит от Вас.

© Судакова Анна

 



Как устранить продавливание (вмятину) на холсте.

 

 В данной статье я кратко постараюсь описать всего лишь один из этапов реставрации живописи. Описываю для тех, кто интересуется данной профессией и для того, чтобы было понятно, насколько реставрация кропотливое и трудоемкое дело, что человеку, без специальной подготовки, опыта и знаний не стоит пробовать реставрировать картины (иконы). Это может быть опасно, прежде всего, для живописного произведения.
Люди часто задают вопросы, а как дома сделать то или иное, потому как все - таки нет возможности обратиться к специалисту. Прочитав статью, возможно, Вы задумаетесь, что не стоит браться за такое нелегкое дело. Либо, повторюсь, советую обучаться реставрации профессионально.

 Итак, как устранить вмятину (продавливание) на холсте. Чаще всего такое повреждение возникает от неправильных условий хранения , при транспортировке произведения. Холст - уязвимая основа, вмятина возникает даже от незначительного надавливания, что уж говорить о серьезных механических воздействиях. На фото я представила пару видов вмятин:  кракелюр на холсте картина реставрация вмятина на холсте, живопись 19в.,реставрация на первой вмятина довольно глубокая, но благодаря эластичному грунту (основа под живопись была технологично подготовлена) не возник кракелюр(трещины), хотя данное полотно было написано во второй половине 19в. И резкий контраст: на втором фото представлен фрагмент картины, написанной в 2002г., где от механического продавливания возник жесткий кракелюр (пример плохой подготовки основы под живопись), который очень непросто уложить.

 Опишу реставрационный способ устранения такого повреждения. Вмятину на холсте следует устранить путем проглаживания теплым утюжком, предварительно наложив профилактическую заклейку (сильно намочить холст  с оборота в месте повреждения не вариант, глубокая вмятина не исчезнет, зато могут возникнуть еще более сильные неровности).

 Для работы потребовались следующие материалы: обычный утюжок (удобнее маленький с регулятором температуры), папиросная бумага, фильтровальная бумага, ее можно заменить газетой. Я поместила фото, чтобы было понятно как выглядит фторопластовая пленка, которая необходима во время проглаживания холста утюжком она хороша тем, что не прилипает. Также необходимо приготовить животный клей: осетровый (дорогой вариант), либо желатиновый, ни в коем случае на холсте нельзя использовать ПВА - это синтетический необратимый клей, а в реставрации все материалы должны быть обратимыми (за редким исключением используют синтетические материалы).


1. Рабочее место реставратор готовит заранее, чтобы все необходимое было под рукой. Приготовление клея. Необходим осетровый 4-5% клей, пластины или гранулы клея отмеряют на весах и заливают прохладной водой в % соотношении: 5г. к 95мл. воды. Клей должен набухать в течение суток, затем его ставят варить на водяную баню на 1,5- 2 часа, периодически его необходимо помешивать. Нельзя допускать, чтобы клей закипел, он сразу теряет все свои свойства. Затем клеевой раствор процеживают несколько раз. Для эластичности в клей нужно добавить немного меда (пол чайной ложки) или несколько капель глицерина. Также для антисептирования (животный клей подвержен бактериальному поражению) в реставрации используют КатаминАБ (несколько капель).

2. Далее необходимо подготовить папиросную бумагу, нельзя наносить кусок бумаги с ровными краями, это опасно тем, что эта ровная линия края при проглаживании утюжком может отпечататься на красочном слое, тем более когда это масляная живопись на холсте и тем более, когда краски относительно свежие. Т.е. края должны быть слегка рваными (не стоит резать ножницами, следует свернуть и разрезать скальпелем либо порвать). Сначала необходимо замерить размер бумаги, он должен быть больше размера вмятины.

3. Если картина натянута на подрамник, это усложняет процесс. Необходимо обеспечить идеально ровную поверхность, которую нужно подложить под холст, чтобы во время проглаживания утюгом ткань не продавилась, и не возникли еще более серьезные повреждения. Для этого необходимо подобрать подходящий по ширине и по толщине ребра подрамника ровный планшет либо гладкий кусок мрамора, который можно подложить под холст. Также в реставрации картин используют тонкие металлические пластины, их вставляют с оборота между холстом и подрамником по углам. В таком случае нет опасений, что при заклейке и проглаживании утюгом край подрамника отпечатается на холсте.

4. Утюг при работе должен быть отрегулирован до температуры не более 40% (30-40%), клей лучше использовать в теплом виде, так он лучше проникает в живописные слои. .


 Если вмятина на картине значительная, глубокая, то перед началом заклейки с оборота картины место вмятины слегка увлажняется, затем подкладывается подготовленную ровную поверхность (гладкий кусок мрамора) под холст, между ними обязательно кладется фильтровальная бумага (газета), чтобы лишняя влага, протекший клей (если холст слишком редкий, истлевший) впитался в нее. При работе холст постоянно нужно приподнимать холст и следить за этой бумагой, если она пропитана сильно, то заменить ее новой.  

 Далее реставратор работает уже с лицевой стороны. Берется кисть среднего размера (удобная плоская щетина), наносится теплый клей на участок вмятины и вокруг (в размер подготовленной папиросной бумаги). Папиросная бумага кладется на фильтровальную (газету) и также кистью ровными быстрыми движениями проклеивается с одной стороны, затем аккуратно за два краяее нужно приподнять и наложите на холст проклеенной стороной, делать это следует немедля, поскольку клей начинает схватываться, а бумага при намокании начинает растягиваться. Но и торопиться не следует, нужно разровнять бумагу, чтобы не образовались пузыри, излишки клея нужно впитать в фильтровальную бумагу (положить ее сверху и аккуратно ладонью провести от середины к краям), посмотрите как это делается на фотографии с иконой (заклейка накладывается таким же образом и на холст).  реставрация заклейка холста картины реставрация иконы трещины кракелюрЗатем нужно положить фторопластовую пленку и через нее начинать проглаживать заклейку, клей начнет подсыхать, схватываться, излишки постоянно нужно убирать (пропитывать бумагой, газетой). Затем подсушивать уже через фильтровальную бумагу (несколько слоев) можно. И самое важное при использовании утюга в реставрации - нужно постоянно следить за температурой утюга(30-40%) и ни в коем случае не оставлять его на одном месте, нужно двигать, постоянно проверять рукой насколько прогрелся красочный слой, если рука не терпит этой температуры, тогда надо сделать ее еще ниже! Самое страшные последствия неправильной работы с утюгом при реставрации – это ожог. От ожога красочного слоя практически невозможно избавиться!!!

 После того как заклейка подсушена (спустя 10-15мин работы утюжком, это станет видно – бумага посветлеет, также нужно потрогать ладонью, не должно быть влаги), на нее следует положить несколько слоем бумаги (она впитает до конца оставшуюся влагу) и сверху оставить какой либо груз (в реставрации используют мешочки разной величины, наполненные мелким песком). В таком положении нужно оставить картину как минимум на сутки. На фото видно как выглядит просушенная заклейка в месте продавливания.

 Реставрация картины реставрация холст картина Через сутки- двое нужно удалить заклейку с помощью ватного тампона и теплой воды, смочить участок заклейки и аккуратно этим влажным тампоном удалять бумагу, сразу нужно вытирать излишки влаги сухой ватой, обратите внимание на фото. Таким образом, надо снять эту заклейку и удалить остатки клея. Когда влага испариться, станет видно, удалось ли устранить вмятину (бывает, что реставратору приходится неоднократно проделывать один и тот же процесс, чтобы добиться нужного результата). Вмятина должна уйти, а если неровность все-таки осталась, то нужно повторить этот процесс, либо попробовать поставить груз на увлажненный лист бумаги. Также может возникнуть потребность провести данный процесс по всей живописной поверхности, чтобы устранить возникшие деформации холста. Данный процесс требует много усилий. В итоге: смысл данного процесса реставрации- устранить продавливание, вмятину посредством проклеивания поврежденного участка, возвращения эластичности живописи. При высыхании бумага дает усадку, вслед за ней движется и холст --> вмятина под заклейкой выравнивается. Вместе с этим сразу происходит процесс укрепления клеем возникшего при продавливании механического кракелюра (трещин).



© Судакова Анна

Наверх



Вернутся назад Просмотров (77438) Размещенно: 2013-01-30




Комментарии





Начало ... Назад 1 Вперед ... Конец


Город: самара    |   Дата: 08.09.2016 21:35
андрей
нашол икону на деревянной основе .покрытой на гипс похожий материал на марлевой материи . похоже что рисовано маслом.какую ценность она имеет. и стоит ли ее самому чистить ...

Город: Москва   |   Дата: 31.08.2015 15:08
Елена

Я как реставратор просто негодую, что Вы выкладываете профессиональную информацию! Очень приятно удовлетворять любопытство любопытных, но мы учились этому годами, всё постигали с опытом... А потом к нам приходят такие вот "естествоиспытатели" с почти разрушенными их же руками уникальными памятниками, начитавшиеся таких вот милосердных и заботливых сайтов, и на коленях умоляют всё исправить! Ну раз Вами движет неудержимая жажда делиться рецептами и просвещать, не путайте терминологию - в картине грунт, а в иконе - всегда был левкас... И подучите грамматику.

 (1)
Дата: 09.10.2015 19:30
Сергей Судаков

Спасибо, обязательно подучим.


Город: бердичев   |   Дата: 20.06.2014 21:38
татьяна

Подскажите, какая (приблизительно) будет стоимость этой испорченой "исскувством" иконы (размер 1м на 60см)

 (1)
Дата: 20.06.2014 23:36
Сергей Судаков

мы работу не берем, а так это как с кем договоритесь. Размер конечно важен, но больше это смотрится в процессе какие утраты, повреждения и т.п. Кто-то несколько тыс. рублей попросит за работу, а кто-то десятки или больше. В любом случае смотреть нужно. Стоимость не показатель, главное чтобы человек знал свое дело.


Город: бердичев   |   Дата: 20.06.2014 00:11
татьяна

В нашей сельской церкви икона св.Николая потемнела и её, так сказать, розукрасили, что и "хорошо" получилось. Можно ли снять это призведение исскувства со святой иконы?

 (1)
Дата: 20.06.2014 01:28
Сергей Судаков

Можно, только это нужно обратиться к реставраторам иконописи. Они должны сначала снять слой нового произведения исскуства (то что накрасили сверху), потом снимается слой олифы, которым был покрыт оригинал (эта олифа и потемнела со временем).  При снятии слоя старой темной олифы обычно краски становятся звонче, ярче.

Важно обратиться к проф. реставратору т.к. это все делается растворителями и сантиметрами и если передержать (переборщить), то легко снимается слой оригинала, который под олифой. Возможно там и не один слой "разукрашки". Все индивидуально  и ситуация и ценность иконы. Я встречал до СЕМИ ! слоев "разукрашек"  на очень старый иконах.

 Своими руками этого делать не стоит, и если нет возможности или финансов обратиться к реставратору, то лучше оставьте икону до лучших времен.


Город: Торонто   |   Дата: 06.11.2013 02:02
Инна М
Сергей подскажите как можно найти профессионала для реставрации иконы в Торонто. Спасибо. 

Город: Егорьевск,Московской об   |   Дата: 17.08.2013 00:49
Лариса Скорикова

От грибка возникло кракле.От влаги-перекос подрамника и тоже кракле. Как укрепипить красочный слой, чтобы не было осыпи.Можно ли покрывать кракле лаком (дамарным,например) Очень прошу ответить

 (3)
Дата: 23.08.2013 21:07
Сергей Судаков

Изначально нужно от грибка избавиться. Если "кракле" - это кракелюр (трещены), то их следует укреплять 4-5% осетровым клеем с добавлением меда для эластичности и от грибка антисептик (катамин АБ) 1-2 капли на 200мл. клея. Укрепляется примерно тем же способом, как и описанно в статье выше "как убрать вмятину".

Подрамник желательно заменить и аккуратно перетянуть холст. Все эти дела лучше доверить специалисту. Если работа ценности для Вас не имеет, можете поэкспериментировать.

Город: Егорьевск,Московской области   |   Дата: 24.08.2013 19:44
Лариса Скорикова

Дорогой Мэтр.В том то и катастрофа,что картины ценные,рейтинговые,хоть и не очень старые.Но сумасшедших денег на реставрацию нет.И где гарантия, что взяв картину и деньги за реставрацию меня не кинут?

Дата: 24.08.2013 23:58
Сергей Судаков

Дорогая, Лариса. Интересно мне знать, а в какой сфере деятельности у нас, Вы вообще встречали какие-нибудь железные гарантии ? ) Могут и кинуть или еще лучше деньги сумасшедшие возьмут, а отреставрируют так, что потом следующий реставратор ничего сделать не сможет или да же браться не будет. Всякое бывает.

Если Вы не реставратор или да же не художник и опыта вообще нету в работе с красками, холстами, подрамниками, и тем более картины для Вас ценные, то лучше их не трогать вообще. Повести их там , где нет перепадов влаги, температуры, прямых солнечных лучей и прочих механических воздействий.

Если хотите сами что-то сделать, то можете почитать какие-нить книги, по изучать эту тему и аккуратно попробовать. Но как я и писал - это будет эксперимент.


Город: Москва    |   Дата: 10.04.2013 16:12
Галина
Добрый день! подскажите, каким раствором можно очистить поверхность иконы (грязь,копоть и т.п.) не повредив рисунок?

Город: Москва   |   Дата: 03.05.2012 16:47
Анастасия
Подскажите пожалуйста, где можно приобрести или изготовить растворители для реставрации такие как: РТ-1, РТ-2, РТ-4? Спасибо. С уважением Анастасия.
 (1)
Город: Москва   |   Дата: 07.05.2012 21:49
Анна
Здравствуйте, Анастасия. Составы этих растворителей Вы можете приготовить сами, смешав в определенных пропорциях. РРТ-1: амилацетат(25%)+пропиловый спирт(25%)+ацетон(25%)+метилэтилкетон(25%); РРТ-2: формальгликоль(48%)+ацетон(24%)+толуол(27%)+этиловый спирт(1%); РРТ-4: формальгликоль(50%)+ацетон(49%)+этиловый спирт(1%). Сейчас практически все можно приобрести в интернет-магазине.

Город: Севастополь   |   Дата: 03.03.2012 10:38
Владимир
Я приобрел картину 1920 года. Во время транспортировки произошло повреждение- вмятина сквозная с лицевой стороны. Картина масло на картоне Слой краски осыпался.Смогу ли я самостоятельно восстановить хотя бы частично картину. С уважением Владимир

Начало ... Назад 1 Вперед ... Конец